Пятница, 04.07.2025, 08:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Russian Robinson Club

Главная » Статьи » Экспедиции по России

UA0ZY/P - ОТ "RARE ISLAND" ДО "NEW ONE" или ПОБЕДИЛА ДРУЖБА.
UA0ZY/P - ОТ "RARE ISLAND" ДО "NEW ONE" или ПОБЕДИЛА ДРУЖБА.

А. Гольденберг UA0ZY/4Z5KJ RRC#347

.... Светлой памяти моего отца -
Максима Савельевича , UU2JM , посвящается ....

НАЧАЛО

Все началось хмурым мартовским утром 1999 года , утром не предвещавшим особых новостей. Мне позвонил Андрей Антропов - председатель местного яхт-клуба и без предисловий предложил принять участие в экспедиции по островам Тихого океана. От грандиозности планируемого захватило дух: пройти по шести островам Курильской гряды - об этом не смели бы мечтать самые увлеченные "IOTА-вцы".

Случилось так, что два клуба - тур-клуб "Вилюй" и яхт-клуб "Росс" договорились объединить усилия и осуществить эту экспедицию: туристы хотели попасть на вулканы, расположенные на необитаемых труднодоступных островах; яхтсменам нужен был дальний поход для повышения спортивной квалификации. Предполагалось пройти 1000 морских миль - серьезный поход, в котором нужна была связь с материком.

Вот почему Андрей обратился ко мне. В тоже время , мы в радиоклубе уже долгое время засматривались на карту, прикидывая - как попасть на остров Топорков на юге Камчатки - единственный, на тысячи ближайших километров, подходящий по параметрам на "New-One". Нужно сказать, что остров этот находится всего в 200 километрах от Петропавловска, но в эти места можно попасть толк на вертолете или на судне, обогнув Камчатку на Юге. И тот и другой вариант предполагал такие затраты, которые были нам "не по зубам". Поэтому я несказанно обрадовался и за считанные минуты уговорил Андрея включить в программу экспедиции еще один остров, обещая непрерывную радиосвязь с Петропавловском в течение всего похода.

Предполагалось пойти в поход двумя яхтами: одна принадлежала яхт-клубу "Росс", вторую нужно было арендовать в камчатском крейсерском яхт-клубе. Справедливости ради замечу, что взаимодействие коротковолновиков и яхтсменов на Камчатке стало доброй традицией. Основоположником этого был светлой памяти Сергей Дмитриевич Лядов (UA0ZDL), трагически погибший осенью 1998 года.

Правда, это была скорей безвозмездная помощь яхтсменам в поддержании связи с домом и необходимыми службами. Попытки привлечь яхтсменов к доставке радиолюбителей на острова, насколько я знаю, были редкими и робкими и успехом не увенчались. Нам предстояло сломать эту тенденцию .

ПОДГОТОВКА

Выход в море был назначен на 1 июля 1999 года, до него оставалось чуть больше трех месяцев. Времени на "раскачку" не оставалось и я взялся помогать Андрею в подготовке экспедиции.

Нужно сказать, что к тому времени мы с семьей подали документы для выезда в Израиль, планировали который на июнь. Я уговорил жену отложить отъезд на месяц-полтора, чтобы осуществить задуманное. Благо ,что жена - Наталья(UA0ZFR) - "сочувствовала" моему хобби и "уговорилась" достаточно быстро. Кроме этого она в тяжелые моменты финансировала нашу подготовку. Источник денег был необычный: мы знали, что возьмем с собой за рубеж только аппаратуру и немного личных вещей, то есть собирались ехать с одними чемоданами. Поэтому все более или менее приличные вещи из дома по дешевке продавались, "подпитывая" в целом наш семейный бюджет и бюджет предстоящей экспедиции в частности.

Мы с Андреем жили в Вилючинске, в 80 километрах от Петропавловска- Камчаткого. Ничего не оставалось , как почти каждый день проделывать по 150- 200 километров на машине, чтобы решить в городе какие-то вопросы. "Вопросов" было много - нужно было согласовать поход с кучей разрешительных органов. В финале на плане похода стояло около десяти печатей самых разных ведомств. Это связано с тем , что Камчатка и Курилы - районы пограничные. Кроме этого вся эта территория - сплошные заповедники и заказники. Кроме решения чисто технических проблем, предстояло подготовить документы к высадке на "новый остров". Я обратился по электронной почте к Роджеру Балистеру (G3KMA) - IOTA менеджеру - за разъяснениями по этому поводу. Роджер живо откликнулся на мое письмо, выдав необходимые рекомендации, пожелав удачи.

Как оказалось, высадка на "new-one" требует серьезной подготовки не только материальной, но и документальной. Просидев пару вечеров за переводом IOTA-директории, я узнал, что "новый остров" должен отвечать вначале двум основным требованиям: он должен быть виден на карте с масштабом 1:1000000 и между ним и "материком" должно быть не менее 200 метров "воды" по отливу. Мне пришлось искать карту с малым масштабом, где было видно расстояние между Топорковым и "землей". Вскоре такая карта с заявкой была выслана в Англию , G3KMA. Буквально через неделю от него пришел ответ с подтверждением, что остров будет засчитан как "new-one" , если экспедиция на него состоится и будут представлены в IOTA-комитет все подтверждающие документы. Что ж, начало было положено, и информация об экспедиции попала в Интернет на известную DX-менам страницу 425DX-News. Экспедиция была, как говорится, "раскручена" и оставалось ее провести, а с этим начались, мягко говоря, проблемы.

ПРОБЛЕМЫ

Если рассказывать об этих проблемах подробно, то нужно было бы писать отдельную статью под названием "Для IOTA -"чайников" или как не надо ездить в экспедиции". Может когда-нибудь я такую статью напишу. А пока на дворе был май 1999 года и было ясно, что над экспедицией "сгущаются тучи".

Как ни странно, но я не нашел среди своих камчатских коллег того, кто мог на месяц отлучиться от дел и принять участие в походе. Это было для меня полной неожиданностью. Тем не менее дела обстояли именно так. Моей последней надеждой стал Сергей (UA0ZAZ) ,который должен был вернуться из отпуска. Однако, вернувшись и включившись в подготовку, он вскоре сообщил, что ехать не сможет - на это были веские причины. Нужно отдать Сергею должное - он помогал мне во всех делах несмотря на свои проблемы, вплоть до начала экспедиции .

Страшным ударом свалился на нас отказ владельцев второй яхты от участия в этом мероприятии. Фактически все рухнуло из-за простой человеческой несолидности, встречающейся не только в "околояхтенных" кругах. Столкнувшись впервые с этими кругами я понял, что содержание яхты дело весьма дорогое. На Камчатке, где весна и лето длятся всего четыре месяца, владельцы яхт стараются за это короткое время не только "пройтись с ветерком по волнам", но и поправить при этом свое материальное положение. В какой то степени это оправдано - ведь плохонький фирменный парус, к примеру, стоит около 400 долларов, а их в комплекте парусного вооружения должно быть несколько разных. Поэтому , забыв о "чистых парусах ", человеко-дни умножаются на море-часы, и получается, как говорил незабвенный Аркадий Райкин - "сумасшедшие деньги". Без второй яхты в море идти было бессмысленно - яхта "Русь" вмещала на своем борту не больше четырех человек. Так бесславно провалилась грандиозная комплексная экспедиция на Курилы.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Бросить бы все и "I go to Haifa" , но информация об экспедиции была уже распространена в Интернете и просто в эфире среди IOTA-менов. Естественно, в большей степени она была интересна "открытием" нового AS-???. Нисколько не покривлю душой сказав, что, эту экспедицию уже ждали и не хотелось умножать количество "несбывшихся" NEW-ONE. Было жалко и денег уже потраченных на подготовку. Вспоминая эти тяжелые для меня дни, в памяти всплывают образы и слова людей оказавших мне тогда моральную поддержку. Моя жена переживала со мной неудачи и советовала все-таки закончить начатое дело. Много нужных и правильных слов нашел Валера(UA0ZC) -всем сердцем болевший за экспедицию. Нельзя не упомянуть и Валерия Сушкова (RW3GW) - председателя Клуба "Русский Робинзон". С Валерой мы были заочно знакомы по прошлогодней экспедиции на остров Старичков, в которой я принимал участие. Нужно ли говорить , что и в этот раз он поддержал наш островной проект, взяв на себя расходы по печати экспедиционных QSL-карточек. Почти каждый день мы поддерживали связь с Алексеем (RA0ZD/мм) - находящимся в море. Леша был одним из организаторов и участников упомянутой выше экспедиции на Старичков, и тоже просил "не сдаваться".

Таким образом, оставив своей конечной целью - остров Топорков, мы с Сергеем (UA0ZAZ) начали искать подходящий транспорт для доставки на него. В этом деле нам помогал и Андрей Антропов - человек изначально "заваривший эту кашу". Он был бы рад доставить нас на остров своей яхтой, но она была слишком мала для такого похода с грузом и слишком стара для совершения в одиночку 400-мильного перехода. Поэтому Андрей взялся найти для нас недорогой вариант доставки.

ПО СЛУЧАЮ - НА ОСТРОВ КРАШЕНИННИКОВА

В середине июня, продолжая поиски судна для экспедиции, мы с Сергеем разговорились с владельцем небольшого мотобота. Его звали Валерий. Выяснилось, что на далекие расстояния он не ходит ввиду отсутствия навигационной аппаратуры. Зато он часто ходит по своим делам мимо острова Крашенинникова (AS-095), куда готов был нас "закинуть" абсолютно бесплатно. Надо-же! В наше время есть еще люди, готовые бескорыстно завезти тебя за 100 километров на остров, правда на остров необитаемый! ( Hi!)

Отчаявшись добраться до Топоркова, мы решили использовать эту возможность и высадиться туда, где не ступала нога радиолюбителя. К сожалению , у Сергея начались в ту пору серьезные проблемы и он не смог принять в этом участие. Оставалось мне взять с собой свою боевую подругу - Наталью (UA0ZFR). За двое-трое суток мы собрали необходимые вещи, закупили бензин и продукты. Нужно сказать, забегая вперед, что это получилась "экспедиция выходного дня".

То, что раньше планировалось за несколько месяцев и готовилось неделями - в этот раз не планировалось вообще, а готовилось считанные дни. Оставив своих детей "вариться в собственном соку "(их - трое, благо старшей уже 16), погожим утром 27 июня мы отчалили от одного из причалов Петропавловска-Камчатского. Море было спокойным и мотобот груженый наполовину нашими "пожитками" весело пошел к выходу из Авачинской бухты. С собой я взял клубный FT-840 , усилитель на ГУ-74 и свой 18-метровый "штырь" на 160-80-40, который неплохо работал и на 20 метрах. Бензоагрегат - добрый, верный АБ-1 , честно отработавший в прошлом году на Старичкове.

Когда мотобот вышел из Авачинской бухты, Тихий океан встретил нас свежим ветром и приличной волной. Тут у моей "Пятницы" случилась морская болезнь и из числа любующихся красотами северо-восточного камчатского побережья она выбыла. Нужно сказать, что мотобот - суденышко небольшое, метров 8-10 в длину и 2 метра в ширину, снабженное небольшим но надежным дизелем. Скорость - около 5 узлов (9,2км/ч). С таким ходом не всегда приятно "бродить" по волнам. Тем не менее, через 8 часов хода на горизонте показался остров Крашенинникова - цель нашего с Натальей путешествия. Остров живописно зеленел на фоне виднеющихся вдали белых сопок (снег на вершинах в этих краях не тает даже летом).

Еще через час пути мы зашли в небольшую бухточку на северо-западной стороне острова. Здесь есть небольшая коса , на которую мы и решили высадиться. В качестве десантного средства используем половину списанного спасательного плота ПСН-6. Бухта закрыта от ветра, но течение здесь сильное, поэтому мы гребем 50 метров к берегу прикладывая все силы. Два рейса от бота до берега выматывают нас полностью - наше имущество в сумме весит около 400 килограмм. Особенно много сил отбирают АБ-1 и усилитель (весит килограмм 50 ,не меньше). Но настроение приподнятое, и мы с вымученной улыбкой провожали мотобот уходивший дальше на север. На двое-трое суток мы остались одни на красивейшем необитаемом острове.

Так получилось, что мы высадились на остров Крашенинникова около 5 часов вечера. Отдохнув минут 10 , мы начали переносить имущество в начало косы, где решили поставить палатку. Времени до захода солнца оставалось немного. Ту-то я и пожалел, что со мной не поехал Сергей или кто-нибудь другой из ребят. Моей "Пятнице" было очень тяжело, и она пользуясь нашим родством, высказывала, не стесняясь в выражениях, все что думает обо мне, об усилителе, и в целом об экспедиции. Наивная женщина полагала, что тащить по камням ящик с 50-килограмрвым усилителем - это самое тяжелое на свете дело. Не тут-то было! Самое "веселое" было впереди. Буквально за несколько дней до экспедиции мне в руки попала книжка для "чайников" СВ-диапазона 27 Мгц. В одной из глав рассказывалось и было нарисовано как поставить на крыше высокую мачту, используя дополнительный шест с оттяжкой в качестве рычага. Тут у меня в голове родилась крамольная мысль, что с помощью такого приспособления 18-метровый "штырь" можно поставить вдвоем. Времени на эксперименты не оставалось, и мы уехали на остров именно вдвоем и именно с такой антенной. (Нужно сказать, что в 1998 году на Старичкове мы поставили эту антенну вчетвером). К сожалению, другой антенны у нас собой не было, поэтому через два часа антенна стояла. Она была поставлена с 5-6 попыток. Немного геометрических расчетов, немного экспериментов, много "нетрадиционной лексики" - и мы повалились без сил под взлетевшей ввысь 18-метровой стрелой из дюрали, стали и пластика. Пресловутый "рычаг" помог настолько, насколько помогает мертвому припарки.(Hi!)

ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ, А БОГ РАСПОЛАГАЕТ

- так звучит старая пословица. Из последних сил мы ставим в темноте палатку, и я разворачиваю аппаратуру. Первую связь с AS-095 провожу в час ночи по местному времени и вижу, что прохождения практически нет. За два часа провожу 20 QSO с 9 и 0 районом и Японией ...

Не в силах бороться больше с судьбой, ложусь спать. Устали мы за день здорово, поэтому утренний "проход", если он был, я героически просыпаю. Эфир чист, "для порядка" слышны пару сонных японцев. Мы используем этот вынужденный простой на экскурсию по острову. Погода стояла хорошая , было солнечно и тепло. Забраться на вершину острова не получилось - красивые луга у подножия сопки переходили повыше в непроходимые заросли "шаломанника". Побродив по берегу по пятьсот метров вправо и влево, мы возвращаемся в наш лагерь. Несмотря на отсутствие прохождения, настроение было приподнятое из-за полного слияния с дикой природой. Для полноты ощущений мы раздевшись догола открываем первый на Камчатке "дикий" пляж, изображаем Адама и Еву.

Роль ангелов с удовольствием выполняют любопытные нерпы .... Помня о главной цели нашей поездки, периодически запускаю генератор и включаю аппаратуру. Нужно сказать, что усилитель я взял с собой для эксперимента, хотел попробовать как будет справляться генератор с нагрузкой более одного киловольтампера. Как оказалось, мой АБ-1 работает в таком режиме с натугой, но напряжение держит нормально, чем я остался весьма доволен. Раскачку усилителю я давал небольшую - ватт 10-15 .Ток анода лампы при такой работе был около 500 миллиампер при 2 киловольтах подводимого напряжения. Оставалось только порадоваться за отечественную технику. Мне приходилось слышать не раз мнение, что использовать АБ-1 в экспедициях - несерьезно, что он (АБ-1) весьма "прожорлив" и ненадежен. Хочу всенародно сказать по этому пару слов: по моему мнению этот генератор вечен, если использовать для его питания бензин смешанный с маслом строго по инструкции. Нагрузку в полтора киловольтампера он выносит спокойно. Конечно, японские агрегаты менее прожорливы, но требуют для себя более дорогое топливо и дорогое моторное масло, которое необходимо менять после 50 часов работы. О разнице в ценах и говорить нет смысла. Призываю будущих IOTA-овцев не гоняться за дорогостоящими "японцами", а использовать грамотно то, что есть под рукой...

Наконец, в одно из дежурных включений аппаратуры, после долгого CQ слышу на 20-ке UA0KCL - "лучшего друга камчатских и московских коротковолновиков. Приятная связь с Юрой открывает понемногу прохождение, поэтому занятия нудизмом прекращаю, усевшись поудобней у трансивера. Радоваться особо нечему, но понемногу заполняю аппаратный журнал, переходя с диапазона на диапазон. К ночи на остров спускается густой туман и боле или менее нормальное прохождение. Начав с 1 QSO в минуту , темп понемногу нарастает. Работаю в среднем темпе 6 часов и с рассветом эфир снова затихает. Днем отсыпаюсь и периодически "ловлю проход". Так же безрезультатно - в смысле связи - проходит еще один день. Настроение упало и в довершение всего вечером за нами приходит мотобот, и я с сожалением констатирую, что больше 360 связей провести не удалось. Однако радует , что еще кто-то смог занести в свой актив AS-095 и новый остров по программе клуба "Русский Робинзон" - RRA-12-08 .

Мы не хотим задерживать людей и сворачиваем весь лагерь в рекордный срок - не более часа. Приблизительно столько же уходит на погрузку на мотобот. Я делаю последние кадры видеокамерой и мы отходим от гостеприимного острова Крашенинникова, осиротевшего без нашей палатки и антенны. Остров снова стал необитаемым, надолго ли - покажет время ...

Хорошие новости

А дома нас ждали хорошие новости. Андрей Антропов - наш неудавшийся руководитель экспедиции - за это время нашел капитана яхты, который согласился за 500 долларов доставить нас на остров Топорков. Дело оставалось за "немногим" - найти эти 500 долларов и кроме них деньги на продукты и топливо. Кроме этого, уповая на то, что это - сумма мизерная по общепринятым расценкам, мы должны были принимать участие в процессе подготовки яхты к спуску на воду. Попросту говоря, мне пришлось после 15 лет службы на флоте и выхода на пенсию - стать вновь юнгой и "драить" яхту. Это было по своему романтично, но положительных эмоций не прибавляло, учитывая что романтике приходилось предаваться проделывая ежедневно по 200 километров на машине. Были еще и другие проблемы, но очертания Острова мысленно становились все реальнее, добраться до него стало делом принципиальным .

Уверен, что ничего бы не получилось, если бы не было рядом удивительных людей. Зная, что не пойдет в экспедицию, до последнего момента мне помогал UA0ZAZ, Сергей. Можно только догадываться, о чем он думал, когда вместе со мной сидел на корпусе яхты и очищал от старого лака деревянные элементы такелажа (работа пыльная и нудная). Что двигало Андреем Антроповым , который пресловутые 500 долларов, в конце концов заплатил сам, оголив кассу своего клуба? Зная мои трудности с аппаратурой, предоставил свой IC-756 и антенну A3S Валера, UA0ZC. Деньги на продукты выслал Валера, RW3GW.

Теперь можно прямо сказать, что поход на Топорков готовили "всем миром". Кто не мог помочь материально или физически - помогали добрым словом. Были, не скрою, и противники этого похода, из коллег - коротковолновиков и яхтсменов. Были и "специалисты" утверждавшие , что это авантюра и на остров высадиться невозможно. Были и желающие принять в походе участие, не "ударив палец о палец", участвуя в подготовке - Бог им всем судья...

Еще об одном человеке нужно сказать отдельно. Довелось мне в свое время служить с ним в одном экипаже подлодки - он был у нас старпомом. Несмотря на то, что находились мы на разных "этажах" служебной "лестницы", имели одинаковые взгляды и нашли общий язык. Я всегда с интересом общался с людьми увлеченными чем-либо. Александр Юрьевич - так звали нашего старпома - несмотря на свою хлопотную должность и вечную занятость, все свое свободное время посвящал путешествиям по Камчатке, будь то восхождение на вулкан или сплав по бурной камчатской реке. И хоть наши служебные отношения давно закончились, мы частенько встречались, иногда вместе путешествовали по Камчатке. Узнав о том, что у меня нет напарника в экспедицию, он предложил свои услуги. Долго не колеблясь ,я согласился, зная его как опытного моряка и выносливого путешественника. Для Александра это была уникальная возможность совершить морское путешествие по тем местам, которые он обычно проходил под водой. Так я обрел своего верного "Пятницу" в походе на Топорков . О том , почему я не пожалел о своем выборе расскажу позже ...

Продолжение...

Категория: Экспедиции по России | Добавил: rrc (03.09.2008)
Просмотров: 2487 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]