Главная » Статьи » Экспедиции по России |
Начало статьи... Всем страстям назло... ...утром 11 июля 1999 года на причале Петропавловской Судоремонтной Верфи небольшая яхта "Узон" собиралась в дальний поход. Мне не верилось, что мы через несколько часов выйдем в открытое море. На причале понемногу скопилось целая куча всевозможного имущества. Тут было и парусное и спасательное снаряжение и несколько комплектов специального яхтенного обмундирования и многое другое. Отдельной солидной горой высилось мое радиолюбительское оборудование. Трудно было поверить, что все это может разместиться в таком небольшом суденышке. Однако, наш капитан - Анатолий Иванцов - быстро и умело распределил все по своим местам, руководя нашими действиями. Моя мечта - отдохнуть за время похода оказалось сущим бредом. Ступив на борт яхты, мы с Александром стали членами экипажа, матросами, "салагами", учитывая что в яхтенном походе мы были первый раз. Чего только не вытерпишь, ради удовлетворения своего романтического авантюризма! Мы оба - свежеиспеченный пенсионер и командир атомной подводной лодки - признали свой новый статус почти безоговорочно. Нам помогал старший помощник капитана яхты - Павел (опытный яхтсмен, несмотря на свою молодость). Пятым членом экипажа была жена капитана - Тамара, наш яхтенный кок (повар). Забегая вперед скажу, что эта замечательная молодая женщина умудрялась готовить пищу пять раз в сутки, по морскому обычаю, и ни разу не загубила это дело, даже в самый сильный шторм. Мой многострадальный АБ-1 был завернут в полиэтилен и раскреплен стальными тросами на "носу" яхты. Телескопическую мачту для "волнового канала", тоже в полиэтиленовом чехле, раскрепили за бортом. Канистры с бензином привязали по бортам, обкрутив их "веревками" и закрепив по-штормрвому. Сама антенна заключенная в полиэтилен заняла почетное место в крошечной кают-кампании яхты (к большому неудовольствию всего экипажа) . Все имущество складывалось с расчетом на возможность попадания в соленую воду при большом шторме. От этого было несколько "не по себе " (Hi!) Когда все вещи были уже на борту, яхта осела ниже ватерлинии ... В предстартовой горячке я около двух недель не работал в эфире, а последние два дня жил уже на борту яхты, в режиме матроса и охранника. Мне передавали, что нашего выхода ждут с нетерпением много IOTA-овцев, которые засыпали вопросами камчатских коротковолновиков. Перед отплытием на пирс приехал проводить нас в путь UA0ZC, Валера - главный мой вдохновитель и помощник. От него я и узнаю, что нас давно ждут в эфире - действительно, из-за множества "накладок", мы уже давно не укладываемся в объявленные сроки. Семь бед - один ответ, и ... в 17 часов 15 минут 11 июля, подняв российский флаг, яхта, наконец, отчалила от берега. Трудно передать свои чувства - это была смесь разочарований и радости, тревоги и надежды. В двухстах морских милях, трех-четырех днях пути, нас ждал неизвестный и желанный остров Топорков - он же Камбальный ... Погода нам благоприятствовала - дул легкий боковой ветер. Пройдя галсами по Авачинской бухте, мы вышли в открытый Тихий Океан. Нужно сказать, что наш капитан - не новичок в морском деле. За его плечами было несколько дальних океанских походов. Яхта была оснащена достаточно неплохим навигационным оборудованием . Здесь был и прибор GPS (спутниковая система определения места) и электронный эхолот и авторулевой. Анатолий Иванович - капитан строгий, сразу установил на борту дисциплину и порядок . Были расписаны вахты, по 4 часа, на которых я "стоял" со старпомом, а Саша помогал в управлении яхтой капитану. Камчатка - земля вулканов, рек и ... моряков. Так сложилось, что периодически кто-то из наших коротковолновиков находился вдали от дома - будь то работа в море, экспедиция, отпуск или просто путешествие по полуострову. Для связи в таких случаях был кем-то организован трафик на частоте 14235 в 08-00 и 20-00 UTC . "Генератором" этого своеобразного /MM-NET зачастую был Алексей RA0ZD/MM, проводивший в море порой по шесть месяцев в году. Почти всегда подходил на связь UA0KCL, Юрий - душа нашего "коллектива". По возможности старались бывать здесь наши подмосковные друзья - RA3DEJ, RZ3FW. (Нужно сказать, что изначально идея экспедиции на Топорков принадлежала Дмитрию , RA3DEJ - одному из самых страстных российских IOTA-овцев.) Исходя из сложившейся традиции, моего выхода в эфир с борта яхты ждали здесь, на 14325. На эту частоту впоследствии "подходили" многие /MM , находящиеся в Тихом и Индийском океанах. ... Яхта прошла намеченным курсом уже порядка 14 часов. Ветер стабильно наполнял паруса, четко по часам, мы менялись сменами, уже несколько раз блеснула своим искусством наша Тамара. Утром по камчатскому времени (в 19 часов по GMT) я запросил "добро" у капитана на подъем антенны для связи с коллегами. Дело в том, что яхта не была оборудована штатной КВ антенной. Для этого я изготовил обычный диполь 2 х 10 метров, который нужно было поднимать на "топ" единственной грот-мачты, растягивая концы диполя между носом и кормой. Эта операция несколько сковывала действия экипажа - при поставленной антенне невозможно было "ходить" галсами, то-есть "работать" передним парусом. И хотя такая ситуация капитану , мягко говоря ,не нравилась - добро он дал , памятуя , что нам должны были передать карту погоды на ближайшие сутки. Для питания трансивера на яхте я снял со своего автомобиля аккумулятор. Развертывание рабочего места заняло всего несколько минут. Ровно в 19 часов по Гринвичу я включил трансивер. Автоматический тюнер IC-756 без проблем "справился " с диполем и я вышел в эфир. Сразу на частоте ответил Александр , RA0ZN , впоследствии ставший главным ведущим трафиков во время экспедиции. Прохождение было неплохое, и я через несколько минут провожу QSO c UT2IX из Донецка, проверяя возможности импровизированной антенны. Ребята советуют поэкономить питание,соглашаясь с ними я сворачиваю радиостанцию и опускаю антенну ... В нетихом Тихом океане. Вопреки нашим с Александром ожиданиям, капитан выбрал путь вдалеке от берега, так что практически ничего кроме воды вокруг мы не видели. Вторые сутки пути проходили размеренно и неинтересно. Мы понемногу постигали нехитрую науку управления яхтой , осваивали приемы передвижения по этому девятиметровому суденышку ,учились ставить и снимать паруса . Если я внутрен- не протестовал против роли матроса, то Саша с увлечением занимался яхтенными делами, а в работе с навигационным оборудованием порой превосходил капитана. В какой то момент показалось все это достаточно скучным занятием, но тут Тихий океан решил, по-видимому, слегка нас растормошить: вечером, на вторые сутки пути, задул свежий попутный ветер, поднялась волна. Вся моя сознательная жизнь была связана с морем, но морской болезнью, несмотря на это я болел почти всегда, даже в слабый шторм. Поэтому уже через два часа после смены погоды я лежал "пластом" внутри яхты и проклинал "... тот день , когда ..." (Hi!). Сейчас вспоминая об этом смешно, но тогда было не до смеха, кроме всего прочего было просто страшновато, когда яхта ложилась почти на борт, или когда вода обрушивалась на палубу. Речи о вахте уже не шло - за меня стоял вахты мой "Пятница" , постоянно посмеиваясь надо мной. Улыбалась и наша Тамара , которая в условиях сильной качки умудрялась готовить на газовой плите ужин. Утром, 13 июля, я потихоньку вылез наверх и обнаружил, что мы находимся виду мыса Лопатка - южной конечности камчатского полуострова. Невероятно, но факт - за 14 часов, в условиях 6-бального шторма мы прошли чуть больше 100 морских миль. До острова Топорков оставалось немногим более 30 километров. Море по прежнему волновалось под крепким ветром, но уже не штормило. Через некоторое время мы вошли в Первый Курильский пролив - пролив между Камчаткой и островом Шумшу (самым северным островом Курильской гряды). Мы шли из Тихого океана в Охотское море, славящееся среди моряков своей непредсказуемой погодой. На душе было неспокойно - какой погодой встретит нас Топорков? Какой он "из себя"? Говорили, что в ветреную погоду возле него большая волна - первый враг любой высадки. Но все оказалось иначе: при выходе из пролива нас ждал густой туман и полнейший штиль. Так как на яхте кроме парусов никакого двигателя не было, то оставалось уповать на Бога и на течение. Радоваться такой погоде, или нет - никто не знал . Было ясно одно - если будет штиль, на остров мы высадимся. Но как до него дойти ? Оставшиеся 30 километров мы шли в течение 11!!! часов, с надеждой взирая на обвисший парус. Около пяти часов вечера наш капитан, сверившись с приборами и картой, объявил о приближении к острову. И остров не заставил себя ждать, внезапно показавшись из тумана. До этого я был знаком с Топорковым по описаниям лоции и рассказам яхтсменов, якобы ходивших около него. Мне говорили, что это просто скала без растительности и грунта и что высадиться на нее если не невозможно, то очень трудно. Ну что-ж , третья часть задачи была выполнена благодаря умелым действиям экипажа. Задача № 2 - осуществить высадку. Курсируя вдоль острова с севера на юг, мы всем экипажем пытались высмотреть место, куда можно было причалить на надувной лодке. Глубина около острова составляла около 10 метров и подходить ближе капитан не решался. Решили стать на якорь в 100 метрах, спустить на воду лодку и отправиться на "разведку боем ". Пока мы с Александром готовились к отплытию, одевались и накачивали лодку, наш старпом Паша закинул удочку и вытащил на свет божий из недр моря великолепного красного морского окуня, килограмма на полтора. Эта рыба обитает в основном около островов, очень жирная и вкусная. Но нам с Сашей - не до рыбы. Положив с собой в лодку палатку и шанцевый инструмент, мы отчаливаем от яхты и плывем к конечной цели нашего путешествия. При ближнем рассмотрении Топорков оказался весьма живописным, отнюдь не мрачным кусочком суши. В длину, "на выпуклый военно-морской глаз " - не больше 150 метров . Берег, конечно - сплошные каменные глыбы, но вся верхняя часть острова покрыта густой, высокой травой. Это было для нас открытием! Множество птиц и каланов (морских бобров) наводят на мысль, что здесь нам скучно не будет. Небольшую лагуну с выступающей плоской площадкой, мы нашли почти сразу. Вспоминая "тихим злым словом" специалистов- яхтсменов, утверждавших, что на эту "скалу" не высадиться, мы без особых проблем причаливаем к острову и ступаем на его землю ... Впоследствии мы пару раз гуляли по нашим "владениям" и они показались нам еще более привлекательными. Мы бродили по вершине острова, спускались по крутым каменистым склонам к самой воде. Мы наивно полагаем, что у моря два-три цвета : синий, белый, серый ... По отливу окрестные подводные камни открывались, и нашему взору представали все цвета радуги : всевозможные морские растения и микроорганизмы создавали неповторимую гамму цветов. Мой "Пятница" - романтик по натуре - скакал с камня на камень с видеокамерой, что-то увлеченно снимал и наговаривал. В одном месте мы неожиданно натолкнулись на кучу медвежьего помета и останки каланов. В моих путешествиях по Камчатке часто приходилось видеть подобное, и судя по всему - зверь был размеров приличных. Особого удивления у нас это обстоятельство не вызвало - перед экспедицией мы с Сашей разговаривали со специалистами Южно-Камчатского заповедника, где брали разрешение на посещение острова. Они рассказывали, что камчатский медведь спокойно переплывает не только бурные реки, но и делает по необходимости морские "заплывы". По-видимому, 600 метров пролива этому зверю - не помеха, и от этой мысли становилось несколько неуютно. (Hi!) Здравствуй, Остров! В нескольких метрах от места высадки мы пытаемся подняться на вершину острова. В соответствии с лоцией , верхняя точка находится на уровне всего 27 метров над морем. Перескакивая с камня на камень поднимаемся по достаточно пологому юго-западному склону. Сразу видно, что придется "попотеть", но поднять наше имущество наверх можно. Время - к вечеру , мы решаем оставить экскурсию на завтра и заняться перевозкой вещей. Поскольку Александр гораздо легче меня, то возить наши пожитки предстоит ему. Я в это время начинаю потихоньку носить вещи наверх. Мы решили поставить палатку не на самом верху, а на небольшой площадке, на пол пути к вершине. Как оказалось потом, место было выбрано очень удачно, и вместо восьми ветров, нас обдувало шесть - две стороны были прикрыты валунами. Доставку вещей на остров производим обычной двухместной надувной лодкой, на покупку которой капитан и "ухлопал" нашу арендную плату. На дно лодки положили крышку стола, которая при перевозке служила платформой, а при работе в эфире - непосредственно столом. Этот героический кусок ДСП переживал уже третью экспедицию, и после возвращения был передан мной в радиоклуб в качестве реликвии местного масштаба. (Hi!) Вот наконец все вещи и оборудование сложены на берегу острова. На моего напарника больно смотреть - полтора часа курсирования между яхтой и островом дают о себе знать. Мы прощаемся с экипажем "Узона" на трое суток. Они на это время решили пойти в г. Северокурильск (о. Парамушир), заправиться там водой и просушить одежду. За отходом яхты мы уже не наблюдаем - работы у нас еще много, скоро сумерки. Несмотря на обоюдную усталость, мы принялись дружно перетаскивать вещи к нашему лагерю. Я уже упоминал, что Саша - "парень" достаточно выносливый, за его плечами не один тяжелый горный поход - закалка есть. Мне - же добавило сил то обстоятельство, что я - на Острове, что сбылась моя мечта, что через часа два упорной работы можно выйти в эфир. Но время не обманешь - пока мы перетаскивали по валунам наши пожитки, уже начало темнеть. Палатку мы поставили первым делом, поэтому сложив в нее аппаратуру и одежду, мы завалились спать, "без задних ног". Конечно, терять ночное прохождение - грех, но ставить антенну и носиться с кабелями в темноте по камням, было, мягко говоря, опасно. Еще одно достоинство Александра Мешалкина - вставать в нужное время без будильника. "Это была годами отработанная привычка" - шутил я. В шесть часов утра мы начали разворачивать аппаратуру. Бензогенератор разместили в 10 метрах от палатки, в расщелине. Пришлось долго искать место, куда воткнуть штырь заземления. Грунт, в котором росла трава, был ни чем иным как перегноем всего саннтиметров десять толщиной. Под ним была уже скальная порода. Но моя маленькая кувалда (верная спутница во всех экспедициях и поездках (Hi!) решила эту проблему. До трафика оставалось совсем мало времени, поэтому решаю "волновым каналом" не заниматься, а на его мачте быстренько растянуть диполь, применявшийся на яхте. Так и сделали. АБ-1 после 200-мильного перехода в сырой среде завелся с пол-оборота, чем меня весьма порадовал. (Я до сих пор отношусь чуть-ли не с нежностью к этому простому куску металла.) С богом! 13 июля 1999 года. 19:03 UTC. Тайком перекрестившись, включаю трансивер. На 14325 слышу UA0KAT/4. Зову - не отвечает, нет модуляции в режиме SSB. Начинается! Уже в мыслях - CW экспедиция и сотни неудовлетворенных любителей микрофона. Оставляю "разбор полетов" на потом и вызываю телеграфом. Благо, Вил - "старая гвардия", телеграф - как "отче наш". Без проблем провожу, QSO и объявляю о своем прибытии на остров. Тут же подключается, UA0KCL. Пока Юра дублирует мою информацию другим участникам "нета", я пробую разобраться, что с "телефоном". Для тех, кто далек от моря и ВМФ, в качестве лирического отступления могу рассказать что такое "адмиральский эффект". Это когда корабль готовится к стрельбам, например, на которых будет присутствовать высокое начальство. Все тщательно проверяется по несколько раз, и пушка пристреляна, и приборы все работают, и оператор - мастер военного дела. Но как вышли в море с адмиралом, пушка в нужный момент и не выстрелила - не стал работать какой-нибудь прибор. Что самое интересное, потом на берегу, проверили - все функционирует, как часы. И никто не знает, что-ж произошло. Знают бывалые - "адмиральский эффект". (Hi!) Так и я, открутив - закрутив разъем микрофона, потрогав все ручки, ничего не поняв, уже в 19:20 провожу первое SSB-QSO с Александром - RA0ZN. С диполем меня в Европе слышат неважно, но все же удается провести QSO с RZ3FW и RA3DEJ. С большим трудом провожу связь и с Лешей, RA0ZD/MM. Он находится совсем близко - на севере Охотского моря и на 20 метрах он - в мертвой зоне. Пообещав на следующий трафик работать уже на волновой канал, прощаюсь со всеми и делаю QRT. Воодушевленный разговором с друзьями, начинаю готовить к постановке A3S. Тут я обнаруживаю пропажу "Пятницы". Он не теряет зря время - убыл на осмотр наших новых "владений". Дикими, радостными криками возвращаю Александра в "свои ряды" и мы начинаем собирать антенну. Тут я еще раз вспоминаю добрым словом Валеру, UA0ZC. Когда мы перед экспедицией снимали эту антенну у него с крыши, Валера заставил нас с Александром промаркировать каждый элемент и связать отдельные части скотчем поэлементно. Кроме этого были помечены места стыковки отдельных частей каждого элемента. Все это позволило потом буквально в течение 20-30 минут собрать антенну, не заглядывая в паспорт и схему. Много времени опять тратим на вколачивание "в никуда" железных кольев для оттяжек мачты. В качестве мачты используем великолепный армейский "ручной телескоп" длиной 10 метров, легкий и удобный в обращении. Через полтора часа над островом высился изящный волновой канал, настроение было великолепное. Меня, по привычке "подкалывая", мой напарник сравнивал с "радостным первомайским шариком" . (Hi!) 22:53, провожу связь с RA0ZD/MM с рапортами 589, "в обе стороны". Эфир с волновым каналом явно "ожил". Начинаю с SSB участка. За 40 минут провожу 70 связей - темп невысокий, т.к. часто вызывают старые знакомые - VE7YL,CT1EEB, HL1DH . Провожу почти одновременно связи с "активом " 425 DX-News - IK1GPG и I1JQJ. За ними подходит W4BAA . Не успеваю удивиться обилием известных IOTA-вцев, как слышу вызов G3ZAY, Мартина Авертона - секретаря IOTA - комитета. Я рассказываю, что прибыл на остров, провел более 50 связей и жду появления на частоте Роджера Балистера (G3KMA). (Для тех, кто не знает, расскажу, что учетный номер новому острову выдается непосредственно в эфире менеджером программы IOTA, G3KMA, если экспедицией проведено с острова более 50 связей.) Мартин попросил подождать на этой частоте - он позвонит Роджеру и пригласит его сюда. Не успел я провести и 5 QSO, как меня позвал G3KMA, поздравил с началом работы и сообщил, что острову Топоркову (Камбальному) присвоен учетный номер AS-142 !!! После QSO c G3KMA даю в эфир общий вызов "CQ DE UA0ZY/P IOTA AS-142", и последующие 8 часов не отрываясь от трансивера, еле справляюсь с "пайлапом". По-прежнему радуют знакомые позывные - провожу QSO c VK9NS, F6AJA, UY5XE. Ocновная масса связей - на 21 МГц CW . K 8часам по Гринвичу опять выхожу на связь с Петропавловском . Здесь, на 3.5 МГц собрались почти все "живые" камчатские коротковолновики. На частоте также и моя жена - UA0ZFR, с ней в "шеке" - жена Александра. Дома остался UW3DI-1, настроенный на 14 Мгц, и моя супруга подходит на трафики точно по времени, хотя я ее порой слышу на уровне шумов. Наталья - теперь уже не просто жена "островитянина" имеющая позывной - после экспедиции на остров Крашенинникова она - настоящий "Робинзон". Душа радуется, когда слышу как уважительно ребята разговаривают с ней в эфире ... В это время двое наших коллег - UA0ZX и UA0ZAZ выходят на связь с самого севера Камчатки, где они находятся в короткой командировке. Кто-то говорит, что камчатцев без "дроби" осталось совсем мало (Hi!) Быстро докладываю о своих успехах, обмениваюсь рапортами со всеми участниками "круглого стола" и прощаюсь - нужно возвращаться на ВЧ-диапазоны и пользоваться неплохим прохождением. Так проходят в эфире еще 10 часов ....... Ночной "проход" на 14 МГц принес сигналы со всего света. Время пролетело незаметно, хотя приходилось несколько раз отвлекаться на ужин и доливку топлива в бензоагрегат - мой напарник залез в спальный мешок и мирно уснул под звуки "морзянки". Утром, в 19 GMT прохождение "падает" как "падаю", впрочем и я - почти сутки в эфире дают о себе знать. В активе экспедиции около 900 QSO, и я заваливаюсь спать с "чувством глубокого удовлетворения", как говорили в незапамятные времена. У природы нет плохой погоды? Пока я спал, Камчатка преподнесла нам новый сюрприз, новую задачу: испортилась погода. Сквозь сон я услышал какой-то грохот. Оказывается, поднялся сильный ветер и играет нашей палаткой и ее полиэтиленовым покрытием. Я бросаюсь спросонья на спасение нашего "дома", но вижу, что здесь уже "несет штормовую вахту " Александр. На каждую из оттяжек палатки он завел по две-три дополнительных веревки. В таком "оперении" наша палатка похожа на логово паука. (Hi!) Чтобы жизнь нам "не казалась малиной", к вечеру пошел дождь. Полиэтиленовый тент для бензогенератора мы растянули еще в первый день на острове. Опасаться нечего - от дождя и ветра мы защищены, хотя защита эта не кажется особо надежной, когда на сотню миль вокруг нет "живой души". Есть, конечно, радио, и эта незримая связь с "материком" заработала в полную силу после короткого обеда. Наш обед был коротким, потому что запасы съестного были, мягко говоря, ограничены. При загрузке яхты нам пришлось наши продуктовые ящики и сумки рассовывать по всевозможным полкам, рундукам и загашникам чтобы освободить место "для маневра". Собирать все это перед высадкой времени не было - боялись смены погоды. Поэтому мы оказались на острове с минимумом продуктов, хотя это обстоятельство нас не сильно угнетало. Саша привык брать в походы достаточный минимум (это важно, когда каждые лишние 100 грамм в рюкзаке отдаются в горах тяжелым потом). Я же занимался однажды лечебным голоданием и знал по опыту, что могу обходиться без пищи до 12 дней. Поэтому, супы в пакетиках,тушенка и чай казались нам тем самым необходимым минимумом. Не есть же мы сюда пришли ! Со сменой погоды сменилось и прохождение - весь день 15 июля проводим в палатке, выходим из нее короткими перебежками, чтоб запустить бензогенератор или выключить его. На диапазонах почти тихо и до вечера провожу всего 20-30 QSO. Вечером "открываются " 15 метров, поднимается настроение и я опять бросаюсь в "пайлап", где часы пролетают как минуты, где LOG "растет на глазах"... ... где так стремительно легка с ключа слетевшая строка, тогда мои рапорты кратки, тогда внимает их весь мир, тогда царит в моей палатке Его Величество - Эфир! Замерзаю! Ночью стало холодно. По моим ощущениям температура опустилась до 5 градусов. Это в июле-то! "Юг Камчатки" - подумываю я, закутываясь в два одеяла. Телу стало теплее, но здорово мерзнут руки, т.е. "рука ключевания". Выручает настольная лампа: я передвигаю ее к манипулятору ключа настолько, чтобы во время передачи рука согревалась от тепла лампочки. В таком режиме "местного подогрева" (Hi!) работаю всю ночь. Около 4 часов утра перехожу на 14 МГц. Прохождение здесь своеобразное. Антенна смотрит строго на север, работаю с Европой через Северный Полюс. Почти все станции на частоте слились в один гул, который слышен у меня с реверберацией на 549-559. Постоянно кручу и "shift" и "notch" трансивера, стремясь "вырезать" по одной станции из общего гула. Благо - в этих заповедных местах эфир чист, никаких индустриальных помех. Утром прохождение пропадает. В принципе, я доволен - в журнале около 1200 QSO. Мы знаем, что сегодня нам предстоит "сниматься" с острова - после обеда должна подойти яхта. Дождь прекратился, да и ветер поутих, нет таких сильных порывов. Поспав часа 3-4, я начинаю помогать Александру собирать наши нехитрые "пожитки". Аппаратуру решаю сворачивать в самый последний момент. Эфир молчит, и мы проводим еще несколько часов в неспешных сборах. Напоследок проходимся по острову, фотографируемся на фоне хмурого неба и неспокойного моря. После обеда опять пошел дождь и вместе с ним приходит наша яхта. Мы с Александром рады, что все заканчивается благополучно и по плану. В душе жалею, что нет больше времени еще хоть раз выйти отсюда в эфир, еще раз ощутить себя в центре внимания многих коллег в эфире. Приходится, однако, под проливным дождем, в резиновых костюмах, спешно снимать и складывать "YAGI" и другое оборудование, готовить все к переброске на борт яхты. Когда все имущество было сложено в палатке и возле нее, с яхты попытались спустить надувную лодку, но поднялась волна и высадка оказалась невозможной. Если и можно было дойти на лодке до острова, то о перевозке имущества и речи идти не могло. К нашему обоюдному сожалению (и к моей тайной радости), после коротких переговоров по радио, мы прощаемся с экипажем до следующего дня - яхта уходит в соседнюю бухту ждать хорошей погоды. Под недовольное ворчание "Пятницы" мы разворачиваем снова бензогенератор, растягиваем между скал, почти у земли, диполь. Через час - я снова в эфире приветствую на трафике жену и коллег. Наши родные и друзья озабочены, что у нас не осталось продуктов. Я же рад, что есть еще канистра воды и полторы - бензина. Значит - живем ! Прохождение в эту ночь меня не баловало, тем не менее еще почти 200 QSO было занесено в мой журнал. ЧТО ТАКОЕ - ЧУДО, И ЧЕМ ОНО ГРОЗИТ Утром, 17 июля, море было более или менее спокойным, дождя не было и к обеду даже блеснул луч солнца! Яхта уже давно стояла ввиду острова и мы сносили все вещи к берегу. Там, у воды, была наша импровизированная пристань - огромный плоский камень. По приливу, лодка плавно ложилась на него и можно было спокойно выгружать или грузить вещи. Наш капитан "лично" прибыл на лодке в красивом американском гидрокостюме. Видно, своему визиту на остров он придавал "парадное" значение.(Hi!) Мы начинаем перевозить имущество на яхту. Южная Камчатка, как бы прощаясь с нами, дарит нам хорошую погоду : дул легкий ветер, разогнавший, наконец, облака и нашему взору предстало великолепное зрелище: к юго-западу от острова, там, где все эти дни было видно только открытое море, как из-под земли вырос остров с громадным конусом вулкана. Мы стояли, раскрыв рты, не веря глазам своим. Это открылся вид на остров Атласова (Северные Курилы,AS-025) и вулкан Алаид, до которых было 20-25 миль (около 40 км.). Энергичные жесты с яхты заставили нас продолжить погрузку. Когда я в очередной раз подошел к яхте на лодке, капитан выглядел весьма озабоченным: - Саня, давайте "в темпе", нам нужно "смываться" - погода портится. - Анатолий Иванович, о чем ты говоришь, смотри какая погодка! - Это, дружище не "погодка ". "Погодка" будет через полчаса - час , когда тут "свистопляска" начнется. Видишь , Алаид "открылся"? Верная примета, что идет сильный шторм. Если в ближайшие два часа не проскочим Первый Курильский пролив - пожалеем, что родились. Прятаться здесь негде. Я - не из робкого десятка, но при слове "шторм" мне становится "слегка не по себе". Поэтому, долго уговаривать меня не надо было. И действительно, через некоторое время "видение" исчезло, и раскреплять на борту бензогенератор мне пришлось "на ходу", на ходу быстро удирающей от шторма яхты.(Hi!) Последующие двое суток я помню плохо, т.к. все это время пролежал "пластом" в салоне яхты, которая вместе со штормом двигалась на север. Очнулся уже утром 19 июля, в 40 километрах от Петропавловска. Стояла солнечная погода и полнейший штиль. Нужно сказать, что за эти два дня и яхту и экипаж солидно потрепало. Выдавшуюся заминку мы использовали чтобы просушить имущество, привести в порядок такелаж и, естественно, дать о себе знать. Еще не до конца оправившись от морской болезни, дрожащими руками поднимаю на мачту многострадальный диполь и разворачиваю аппаратуру. Как всегда на своем посту на трафике был RA0ZN, который сообщил, что нас немного "потеряли". Рассказываю о наших впечатлениях и зарекаюсь когда-нибудь ступать на борт какого-нибудь судна. Смех в эфире означает, что мне не верят. Тем не менее, экспедиция близилась к своему завершению. Утром, 20 июля, подул свежий попутный ветер и к 17 часам по камчатскому времени, поставив красивейший "спинакер "(большой передний парус, который ставится при попутном ветре) входили в горловину Авачинской бухты. Эпилог За эти дни было пройдено более 400 морских миль (около 800 км.) и на карте мира стало одним "открытым" островом больше, островком, на который ступала нога радиолюбителя. Через месяц мы прощались с суровой и прекрасной землей - Камчаткой. Мы с женой прожили здесь более 10 лет, здесь выросли наши дети, здесь остались наши друзья. Именно дружба с простыми и в то же время замечательными людьми, помогла, всем бедам назло, увидеть и представить в эфире маленький кусочек земли, затерянный в Охотском море - остров Камбальный - Топорков ....... UA0ZY/4Z5KJ 1999 г. Камчатка-Израиль P.S. Автор еще раз с большой признательностью выражает благодарность всем, кто помогал в этой "робинзонаде" - UA0ZC , UA0ZFR , RW3GW , UA0ZAZ , RA0ZN , UA0KCL , RA0ZD/mm , RA3DEJ , UA0ZX. 73! До встречи в эфире! | |
Категория: Экспедиции по России | Добавил: rrc (03.02.2009) | |
Просмотров: 3410 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории каталога | |||
---|---|---|---|
|
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
|